"Старые тексты о главном"

Тапочки для Валички.

"Алтайская правда" в июне 1945 года в критической корреспонденции пишет о скудости ассортимента одежды и обуви в магазинах Барнаула.
"Магазин номер 6. На прилавках - много трикотажа, дамской и детской обуви. У прилавка - много покупателей. Молодая мать выбирает для своего малыша тапочки, а для себя - дамскую шаль. Из груды поданных тапочек производства Железнодороджного райпромкомбината для пятилетнего Вали не удалось подобрать ни одной пары, настолько они были плохи..."
"Вот пара тапочек. Но почему-то они сшиты на одну ногу - правую. А у Вали две ноги - права и левая. Другая пара вроде бы нормальная, но разные размеры тапочек. Левый рассчитан на пятилетнего ребенка, а правый - на семилетнего. У Вали же обе ноги прожили ровно по пять лет..."
"Не подойдут Вале эти тапочки, сказала мама рядом стоящему Славику. "Не умеешь ты искать, мама! Смотри, вот стоят - красивые, аккуратненькие, носочки голубые. Эти Валичке точно подойдут!" Но и эта пара оказалась негодной. Голубая клееночка, обтянувшая носки, оказалась иссеченной на мельчайшие лоскутки..."
Нынешние внуки Валички не затруднены в выборе
ни тапочек, ни другой обуви.
"...Тогда мама решила себе купить шаль. С виду красивая, изготовленная артелью "Красный Октябрь", но нить толстая, не промытая, шаль грубая, похожая на половик. Славик потянул шаль, и она расползлась на куски. "Ничего, мальчик, - сказала испуганному ребенку продавец, - они почти все такие..."
"Другие шали были еще грубее и безобразнее. А о женских кофточках и говорить нечего. Непонятно, в каком веке их шили. Белый мужской свитер оказался вроде бы неплохим, но при тщательном рассмотрении выяснилось, что он подшит...черными нитками! Неужели заведующей магазина не стыдно предлагать трудящимся такие товары, а артельщикам - их шить? Советские люди достойны самых современных, самых качественных и модных товаров!"
напоследок
"Покупатель оказался требовательнее торгующих организаций и уходя из магазина призвал заведующую не позориться и перестать закупать такого рода товары. А артельщикам надо серъезно думать о повышении качества..."
А годы спустя люди посостоятельнее смогли себе позволить покупать вещи качественные и дорогие. Правда, они на прилавках не залеживались. В ходу был так называемый "дефицит", многое приходилось доставать "по блату".

И как не старались пропагандистские призывы простимулировать легкую промышленность, она так и не смогла в советское время обеспечить страну большими объемами хорошего качества.

И если женщинам все же удавалось найти свое счастье, то это не благодаря торговле, а вопреки ей...
Стиля́гимолодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американскийобраз жизни.

Стиляг отличал определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.

Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни".
(Википедия).

Знаменитое мороженое в ГУМЕ - это воспоминание совсем из другой оперы, но все равно приятное...
Как называли магазины, когда не было торговых сетей

На проспекте Ленина напротив мединститута располагалась «Новинка», продуктовый магазин, который все почему-то называли по номеру – «Тридцатый». На площади Советов, напротив фонтанов, был гастроном «Сотый». Напротив крайкома партии – хлебный магазин «Огонек» (у него не было народного имени, видимо это название и так казалось вполне народным).

Гастроном в здании гостиницы «Алтай» официального названия не имел, но в народе его звали «Семь ступенек» - по числу ступеней в крыльце. Гастроном на Социалистическом проспекте, открывшийся в начале 1980-х годов, из-за формы дома называли «Горбатый». Кстати, название магазина «Красный» также имеет народное происхождение – его издавна прозвали так из-за цвета здания. Такое же народное происхождение имеет и название гастронома «Под шпилем» на площади Октября.

На углу Социалистического и Пролетарской был маленький продуктовый магазин – «Горелый». Дом когда-то горел, и магазин так прозвали из-за пожара. А в домах на перекрестке проспекта Ленина и улицы Профинтерна было два магазина (в одном торговали одеждой, в другом – продуктами) с неполиткорректными названиями «Еврейские».
("Народные легенды" на сайте администрации Барнаула).

Кстати, гастроном под Шпилем» уходит в историю. Вместо одного продуктового магазина, о котором в Барнауле слагали песни, сочиняли стихи и слагали легенды, в здании-символе города откроется несколько бутиков и ювелирных салонов.

Переформатирование гастронома произойдёт одновременно с реконструкцией здания, которой займётся известный архитектор Александр Деринг.

«Если не бывали, значит, не видали.
Значит, не слыхали, значит, не гуляли.
Если не бывали, значит, вы не пили,
Значит, не любили гастроном под шпилем»...
Made on
Tilda